Много всяких глупостей написано про наш город Межгорье или ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Межгорье, так правильнее будет сказать. Неоднократно упоминался он в российской прессе, как вошедший в топ закрытых и таинственных городов России.
Плюсом ко всему стала периодическая истерия зарубежных изданий по нашему городку и просто досужие россказни.
Апогеем всевозможных слухов и домыслов можно считать упоминание о нем в новом знаменитом постапокалиптическом экшене METRO: Exodus (МЕТРО: Исход) 2019, где одна из миссий приводит наш поезд “Аврору” к некоему подземному супер-пупер городу, населенному каннибалами. Ну, что тут скажешь… ?
Прожив здесь больше 35 лет, в этой заметке я расскажу вам об истории города Межгорье и его нынешнем развитии.
Предысторию этих мест и зарождение города я изучал уже будучи взрослым человеком, пользуясь теми рассказами, которые к тому времени были опубликованы на страницах городских газет со слов старожилов. А также в книгах и буклетах, выпущенных организациями города к юбилеям и праздникам, и хранящихся в библиотеке города.
Кое-что я и сам еще помню...
Немного официальной информации
Мы говорим о ЗАТО Межгорье в республике Башкортостан, Россия. Уточняю, поскольку в мире есть еще несколько одноименных населенных пунктов, например, город Межгорье в Киевской области Украины (где до 2014 года располагалась разграбленная ныне резиденция В. Януковича).
Официальная инфа о городе и новости Межгорья приведены на таких ресурсах, как: “ru.wikipedia.org/Межгорье”
А также на официальном сайте администрации Межгорье: www.mezhgorie.ru, газетах “Межгорье” и “Наше время Межгорье”.
Город расположен на территории Южно-Уральского заповедника, по трассе Уфа - Межгорье - Белорецк, в 200 километрах от Уфы и в 55 километрах от Белорецка. Юго-Западный микрорайон лежит в 5 километрах от трассы, а Центральный отнесен аж на 25 километров к северо-западу. Такой вот разброд получился...
Почтовый индекс Межгорья Центральный - 453571; Межгорье Юго-Западный - 453570.
Численность населения на 2017 год составляет 15 861 человек (к сожалению, более свежих данных нет), и ничего так был бы городок, если бы не это разделение на два удаленных района. Почему это произошло, мы поговорим чуть позже.
Город имеет статус ЗАТО, образуя муниципальное образование со статусом городского округа. Въезд не жителям в обе части города ограничен, о чем говорят малоприметные таблички на въезде. Нарушители будут задержаны и по решению суда оштрафованы в соответствии со статьей “Нарушение особого режима в ЗАТО”.
Тем не менее, попасть “в гости” вполне можно, предварительно подав заявление в отдел по режиму администрации города, обосновав цель приезда и уточнив данные по машине.
Не сложно добраться и на общественном транспорте. От автовокзала Белорецка и Южного автовокзала Уфы постоянно курсируют автобусы и маршрутные такси через “Татлинский” перекресток.
На Гербе города Межгорье изображен золотой медведь - хозяин этих диких и красивых мест до прихода людей. Он - олицетворение силы, предусмотрительности, добродушия.
Хотя, насчет добродушия... Медведи и сейчас захаживают в город и встретиться с ними не хочется никому! Были прецеденты.
В лапах медведя кайло и шахтерский фонарь - символы горного дела. Выглядит странновато, но прикольно... Золотые горы по бокам символически оглашают Межгорье. Лазоревый цвет поля - символизирует красоту, вечность, величие, развитие вперед и мечты.
Ну что же, статданные и общее описание дано, теперь можно перейти к моему рассказу!
Край медвежий…
Чтобы понять сложную и неоднозначную историю самого молодого города Межгорье Башкортостана, давайте вместе с Вами заглянем в прошлое...
Родители мои переехали сюда в середине 80-х годов, когда здесь уже кипела стройка. Что здесь было до того, никто особо не знал, местные жители не очень охотно рассказывали об этом.
Помню, например, что тогда из поселка на склонах окружающих гор были отчетливо видны уже заросшие сейчас просеки и вырубки. Местные говорили, что они усеяны человеческими костями. Для нас это звучало дико и неправдоподобно...
До 18-го века места эти были мало населены, известно лишь несколько деревень и полукочевых стоянок. Несмотря на красивейшую и богатую природу, земли всегда считались слишком необжитыми и опасными даже для овеянного легендами древнего Урала.
"Таежный лес в этих местах настолько дик и неприручен, что он не приемлет человека, отторгает его от себя как нечто чужеродное. В нем ощущаешь себя не хозяином, а нежеланным пришельцем, коему не радуются и видеть не хотят.
Пробираешься по нему как по враждебному стану, не зная, откуда и какая может грянуть на тебя беда. Редкие люди отваживались заглядывать в его глубины, в невообразимые трущобы бурелома, в густоту дебрей с редкими звериными тропами". Рим Ахмедов.
Но с развитием горно-рудной промышленности на Урале в 18 веке началось освоение и заселение этих тысячелетних, поросших таежным лесом горных склонов. Это время не было простым: вхождение башкир в состав Российской империи и отторжение их земель в пользу промышленников совпало с народными волнениями по всей России.
В 1740 году при восстании Карасакала в этих местах проходили жестокие стычки башкир и правительственных войск. Одна из самых кровавых произошла у горы Ямантау (башк. - “плохая/злая гора”), где погибло 280 бежавших от преследования семейств, возглавляемых Акаем Камакаевым (прадед Салавата Юлаева).
Оставшиеся 20 семейств спрятав, как говорят, родовую казну в одной из расщелин на горе Юша, чудом спаслись, добравшись до Верхнеуральска.
“Горький степной ветер несет печальную песнь курая к медвежьим отрогам Злой горы, и обессиленно роняет ее к подножию столетних сосен. Там, где прозрачная как слеза река омывает кости детей народа Волка…” - песнь кураиста.
Далее известная история этих мест “Ногайской дороги” (так называлась тогда территория современного Башкортостана) тесно связана с чугуноплавильными и железоделательными заводами Урала. В середине 18 века их было три: Катав-Ивановский, Авзяно-Петровский и Белорецкий. Для их обеспечения во всем районе строились дворы и углежогные курени.
Доменные печи заводов тогда работали на древесном угле, которого требовалось очень много и постоянно. Поэтому вырубкой леса, его сплавом по рекам до куреней, выжиганием угля и доставкой его по санному пути до заводов занимались десятки тысяч людей. По пути следования и на перевалочных точках устраивались стоянки, впоследствии разросшиеся до дворов и деревенек.
Так начинается и история Межгорья Юго-Западного. Здесь, на Миньякской поляне у подножья горы Дунан-Суйган, появляется деревня Илмэш, позже переименованная в Татлы и насчитывающая 30 дворов (219 человек). Жители занимались бортничеством и скотоводством.
В конце 19 века появляется еще два больших чугуноплавильных завода: Инзерский и Лапыштинский. Потребность в угле еще больше возросла, лесозаготовки стали массовыми, углежогные курени с печами сооружались по берегам всех местных рек: Тюльмень, Капкалка, М. Инзер, Б. Инзер, Реветь.
Первое же упоминание о поселении на реке (Межгорье Центральный) относится к 1851 году: “Наказанием для заводских рабочих Белорецка была высылка с семьями в лес, в курени на постоянное проживание - в Николаевку на реку Авняр, на Куянтавку и Капкалку, на реку Инзер и в Кузъ-Елгу, где рубили лес и жгли уголь для завода” - утверждают краеведы. (http://www.mezhgorie.ru/?part_id=122,1719)
Кузъ-Елга (башк. - "осенняя река" или “река слез”) получила свое название не только из-за кристальной чистоты своей воды… Жизнь людей, занятых непосильным трудом была тяжкой и недолгой, а рождавшиеся в семьях дети были обречены на участь своих родителей.
А сколько было таких заводов и выселок по всему Уралу…
Болезни и голод косили уставших от рабского труда людей и окружавшая природа совсем не помогала им: неплодородная каменистая земля, суровый климат и хищные звери.
“Ведь что удивительно — вроде бы привычен глазу внешний облик елей, пихт и даже милых сердцу берез, однако теплых чувств к ним, как это бывает в обычном хоженом лесу, не испытываешь, ибо тому способствуют сами деревья, они не излучают доброту. Смотрят хмуро, неприязненно или же просто с откровенным равнодушием, наглухо замыкаясь в себе, чем еще сильнее подавляют психику. Нарастает ощущение полной потерянности и беспомощности, гнетущее чувство тревоги, если вдруг окажешься в их окружении один.” - Рим Ахмедов.
В начале 20-го века на территории нынешнего Южно-Уральского заповедника строятся узкоколейные дороги от Белорецка до Катав-Ивановска, и через Татлы до Инзера, значительно оживившие людские и грузоперевозки в районе.
Революция и гражданская война не принесли в эти земли облегчения. Новая власть также крайне нуждалась в железе, чугуне; тем более, что количество заводов сократилось.
В 1930 году на территории Белорецкого района, в расположении местных деревень, для обеспечения Белорецкого и Уфимского металлургических комбинатов, были образованы спецпоселки системы ГУЛАГ ОГПУ НКВД: Верхняя, Средняя и Нижняя Тюльма, Капкалка, Нуры, Ермолаево, Отнурок и другие. Этому способствовало и продолжающееся строительство узкоколейных железных дорог.
Местные старожилы Татлов вспоминали, как в 1930-м эшелонами привозили спецпереселенцев, говорящих на разных языках: “классовых врагов”, “социально опасных элементов”, крепких хозяев-крестьян, ставших жертвами сплошной коллективизации после НЭПа.
Позже, в 37-38 годах пришла новая волна: так называемые “враги народа” - репрессия тогда коснулась всех слоев общества.
Спецпоселение на реке Кузъ-Елга считалось одним из самых суровых, комендантом лагеря (Городецкий) пугали детей.
“Разгулялась репрессий жестокая вьюга.
Кузъелга. Спецпоселок. Бараки-лачуги.
Лес рубили, сплавляли по Наре, Инзеру.
Выживали - не жили, страдали без меры.
Но надежда на завтрашний день в них жила,
Окрыляла и в новые дали влекла.
Эти люди - кремень. Им по праву -
Память вечная! Вечная слава!"
Из общих бараков мужчин забирали на лесозаготовку в пятом часу утра, возвращались к семьям они уже в 11-12 часов ночи. Норма - 2-3 кубометра дров, напиленных ручной пилой. В день умирало до сотни человек заключенных. Работающим полагалось на руки 150 грамм муки, а не работающим - 45 грамм. Ссыльные вместе с немногочисленным местным населением работали и выживали, как могли.
Переселенцев, семьи десятка национальностей, разных вероисповеданий, социальной принадлежности объединила общая судьба репрессированных. Им были присущи трудолюбие, сострадание, взаимовыручка, порядочность.
“Нет, одному тут выстоять трудно, да и нежелательно, нельзя ходить в столь суровое таежное логово с горными камнепадами и топкими болотами, голодными зверями без товарищей, без твердой уверенности, что при необходимости можешь опереться на чье-то надежное плечо” - Рим Ахмедов.
Постепенно поселение обживалось, строились бараки, появились клуб, школа, больница, конный двор. В первой школе-избе не было отдельных классов, дети учились вместе без тетрадей и учебников, старательно выводя буквы на клочках газет, чернила варили из ольхи. Образовывались промысловые артели, выращивали овощи и овес, занимались охотой, скотоводством.
В годы войны мужчин забрали на фронт (почти никто из них не вернулся), а на лесозаготовки стали присылать женщин с окрестных колхозов, строили бараки на 50-60 человек. Репрессированных продолжали присылать вагонами. Затем стали привозить на "дожитие" комиссованных солдат без рук, без ног, без глаз… Все для фронта, все для победы - каждое полено приравнивалось к пуле, а кубометр дров - к снаряду, выпущенному по врагу.
Война свои писала главы,
Все в жизни мерилось войной.
Военный фронт тогда был главным,
И главным был фронт трудовой.
И Кузъелга на бой кровавый
Отправила своих мужей.
Героям Родины моей,
Всем павшим в поле брани - слава!
Есть было почти нечего, налогами забирали все продукты. Летом выживали, собирая травы, грибы и коренья в лесу, но голодные медведи не пускали ни скотину, ни людей…
К 1948 году в Башкирии насчитывалось 18 300 спецпереселенцев. Здесь были и крестьяне средней полосы России, и депортированные народы Крыма, Прибалтики, немцы Поволжья. В урочищах Куязы был устроен лагерь для интернированных немецких женщин (по сведениям, на его территории захоронено около 680 человек).
В 1954-57 годах все репрессированные были реабилитированны. Но... По некоторым данным до этого времени на территории лагеря от голода, болезней, истощения погибло более 8 тысяч человек.
Похоронки, непосильные трудовые нормы, жестокий голод и болезни, тысячи смертей. Писать в этой заметке подробнее об этом страшном периоде я не буду, возможно позже, в другой статье.
Мало какой город, какая деревня в России не пережили ужасов и потрясений, на которые было богато 20-е столетие. Не только здесь, на Урале, но по всей стране текли реки слез…
Стройка
Из Гимна городу Межгорье:
"Солнце разбудит горы
И озарит наш край.
Здравствуй, родной Межгорье,
С нами рассвет встречай!
Я из семьи УС-30,
Значит, немного зодчий.
Каждый из нас - строитель,
Каждый из нас - рабочий.
Там, где на карте раньша
Гулко тайга гудела,
Вырос наш славный город,
И песня над ним звенела.
Я из семьи УС-30,
Значит, немного зодчий.
Каждый из нас - строитель,
Каждый из нас - рабочий!"
В 1957-58 годах в поселении у Злой горы со стороны горы Иремель появились на подводах геологи. Удивленные местные жители помогали копать шурфы, искать разломы. Затем с 1974 года уже несколько гидрогеологических партий составляли карты, вели аэросъемку, изучали породы, бурили скважины.
Поначалу пешком, с рюкзаками за плечами, на подводах, затем на машинах завозились по лесным дорогам продукты, материалы, оборудование. От треска тяжелых моторов стали разбегаться медвежьи семьи, до той поры чувствовавшие себя полновластными хозяевами этих мест.
Поселок, в котором жили уже реабилитированные переселенцы и их потомки, вдруг стал обрастать постройками и новыми, молодыми и веселыми людьми. Но на слова геологов о том, что здесь когда-нибудь может вырасти город, местные только устало качали головой...
В июне 1978 года Постановлениями ЦК КПСС и СовМина СССР было объявлено об образовании Южно-Уральского заповедника и начале строительства на Южном Урале уникального объекта. В 1979 году приказом Министра транспортного строительства для этих целей было образовано Управление строительства №30.
Первый десант в январе 1979 года прибыл из Приморья. Из Москвы прилетели опытнейшие руководители во главе с А.М. Дудоровым, чье имя носит теперь одна из улиц города.
Затем стали приезжать лучшие горняки и строители со всей страны, от Дальнего Востока до Белоруссии: бамовцы, строители ГЭС, тоннельщики, шахтеры. Первоначально штаб строительства располагался в Белорецке, где принимали прибывающих.
В 1978 году вместо узкоколеек были построены современные железнодорожные ветки, соединившие Зауралье с Уфой и Центральной Россией. По территории заповедника проложили магистральные ЛЭП и газопроводы. Небольшие населенные пункты попавшие в границы заповедника, изолированные от дорог, выросшие на до- и послереволюционных перепутицах, были наконец расселены.
У деревни Татлы на железнодорожную станцию Юша, в поселок Инзер, в Белорецк стали прибывать вагоны грузов, автоколонны с оборудованием, материалами.
Дорог не было, их строили одновременно с развертыванием строительства. Через непроходимую тайгу прорубались километры новых просек, расчищались старые.
Устроившись поначалу в старых бараках, деревянных домишках, тепло встреченные поселенцами и геологами, первые строители начали прокладывать дороги, устраивать площадки строительства, строить участки для жилья и производственной базы.
Расположение поселка таково, что микроклимат в нем разительно отличается от близлежащих населенных пунктов. Буквально проехав несколько километров в сторону Центрального, вдруг с удивлением понимаешь, что оказался совсем в других природных условиях. Если по трассе было солнышко, то теперь вдруг откуда не возьмись, налетел ветер и шквальный дождь. Или снег. Шут его знает, что такое! Говорят, локальный субальпийский климат...
Непролазные дебри, медведи, рыси, гнус, змеи, непроходимые курумники, жестокие зимы (не зря местность была приравнена к районам Крайнего Севера), трудности со снабжением, отсутствие нормального жилья, медицинской помощи, круглосуточная работа - все это было, все это стоит того, чтобы быть записанным в историю.
Но это было и время самоотверженного, комсомольско-коммунистического строительства, в котором люди не жалели себя. Строить, строить и строить не смотря ни на что! Жили не только в деревнях, но и прямо на участках - жили стройкой!
Я - горняк!
Я строитель подземных стволов,
Сопряжений, тоннелей, дворов,
Сквозь проект и породу прошедший в нелегком труде.
Я - горняк!
Я бухгалтер, прораб, инженер,
Закаленный в СССР,
Я механик, снабженец, проходчик привыкший к борьбе!..
Управление строительства №30 росло, преобразовывалось. В 1980-м в его составе появились Управление механизации, Автобаза, строительно-монтажные управления №1 и №2, позже переименованные в СМУ-680 и СМУ-681.
Сформировались участки строительства: Татлы и станция Юша (тогда “Белорецк-15”, ныне Межгорье Юго-Западный) застраивались и заселялись, служа пунктом приема и отправки грузов и людей; в Центральном (“Белорецк-16”) началось целенаправленное строительство жилья, социально-административных учреждений и инфраструктуры.
Коллектив разрастался, строители приезжали семьями. Выросли целые кварталы из строительных вагончиков, в них жили одной-двумя семьями. Первые комсомольские свадьбы, первые традиции, зарождение трудовых династий…
Собственно, улиц и упорядоченных построек было тогда не много, в основном панельные "деревяшки". Грязища была по колено, зайцы бегали по утрам, лисы по ночам, родители предупреждали быть осторожнее весной (медведи захаживали). В “деревне” еще работал старый, как мы говорили “революционный” магазин, срубленный из лиственницы. Возле развалившейся бревенчатой школы, громоздились остатки бараков, неизвестного нам тогда назначения...
Поначалу наша семья жила в “семейной” деревянной общаге, затем переехали в строительный вагончик. Из таких вагончиков были настроены целые кварталы! Здорово! Практически в лесу жили. Я писал об этом периоде в статье “О себе” на блоге, можете и фото того вагончика там посмотреть :)
В 1981 году для обеспечения жилищной и коммунальной сферы создано Строительно-монтажное управление № 712 (СМУ-712). Началось строительство общежитий, арбалитовых домов, семейных коттеджей, больницы, школ, детских садов, клуба “Юбилейный”, спортивных и танцплощадок.
Вырастали целые улицы с характерными для того времени названиями: Мира, Строителей, Советская, Ленина...
Отдыхали так же, как и работали: широко, дружно, весело! Добрыми традициями стали футбольные матчи летом и лыжные соревнования на освещенной трассе зимой. Проводимый в Карталинской Запани Открытый фестиваль авторской песни “Лесной микрофон” теперь широко известен на всю страну. А эти знаменитые сплавы по горным рекам?!
Работа работой, но отдыху - честь!
Под солнышко спины и плечи.
На плотике крепком плывем мы по речке
Средь гор изумрудных, как в мире чудес...
Вообще, спортивная и культурная жизнь города всегда была очень яркой, ведь работали и жили тут задорные, трудолюбивые и веселые люди! Спортивные площадки, футбольные поля, крытые стадионы. Городские и даже республиканские соревнования в разных видах спорта. Межгорье считается самым спортивным среди республиканских городов!
Много спортсменов, мастеров спорта выросло на этих заснеженных склонах. Олимпийская чемпионка Ольга Вилухина, начавшая когда-то тренироваться под руководством В.В. Кускова; Максим Буртасов, Эрнест Шаяхметов и другие.
В 1984-м был сдан и заселен первый “капитальный” дом - пятиэтажка по улице 40 лет Победы. За его строительством наблюдал весь поселок! Далее пятиэтажные дома стали расти, как грибы. Даже девятиэтажки появились!
Особенно много их было построено в Центральном, где старая, деревенская часть была расселена и превратилась в огородные участки. Все прошлые постройки ныне разобраны и о тяжелых временах поселения теперь напоминает только Памятник жертвам политических репрессий.
В Юго-Западном также велось строительство капитального жилья, но половину города и сейчас занимает частный сектор.
Все учреждения обоих микрорайонов, ранее размещавшиеся в “деревяшках”, постепенно переехали в современные здания. Обе части поселка приобрели полноценную инфраструктуру и свои современные очертания.
Я помню еще тех бабушек и дедушек из местных старожил, которых с каждым годом становилось все меньше. Многие, отказываясь переселяться в благоустроенные новостройки, продолжали жить в нескольких уцелевших “частных” домах, в старой части деревни. Вокруг них уже были перекопаны участки под вездесущие огороды.
Частенько вместе с различными загадочными кованными и керамическими штучками из земли выкапывали мы кости, части деревянной посуды, поделок… Кости сразу обязательно закапывали поглубже, местные говорили, что раньше были случаи болезней и падежа среди скота.
Надо упомянуть, что действующего кладбища в городе нет. Однажды в детстве, случайно обнаружив на обратной стороне холма, где мы обычно играли, старое кладбище, мы с удивлением смотрели на заросшие травой и деревьями могилы. Холмы земли, на которых вместо оградок уложены были сгнившие от времени срубики в два-три венца…
Один из местных дедков (из семьи репрессированных эстонцев) рассказал нам тогда, что много лет назад, еще до советской власти, принято было в этих глухих лесах хоронить усопших так: срубали четыре стоявших рядом дерева на высоте человеческого роста, из срубленных частей на этих “пнях” делали настил и сруб из нескольких венцов, покрытый жердями и ветками. Корни “пней” выкапывали наружу, чтобы не гнили.
Усопшего с запасом пищи укладывали в эту “избушку на курьих ножках”, где Баба-Яга (или Яман-апа) укладывала его, омытого и “накормленного” на вечный покой, повыше от лесных зверей. Б-р-р-р...
Со временем все упростилось до срубика на холмике. А может, вообще пошутил тогда дед… Это было “новое” кладбище, где хоронили уже много позже войны, а где хоронили репрессированных, так никто и не знает...
Нам, воспитанным на русских народных и октябрятско-пионерских сказках, все это быстро забылось, ведь вокруг кипела жизнь!
Объемы работ возрастали, коллектив расширялся, участков работ становилось все больше. В 1983 году формируется СМУ-728. Возникает еще несколько подразделений: УПТК, ОРС, Проектное бюро, ремонтно-механическое производство, МСЧ-142.
Наравне с "усовскими" трудились, возводя промышленные и социальные объекты, и строители заказчика: Дирекции N 10 научно-производственного объединения "Архей".
Наука принимала живое участие в строительстве. Здесь, как на своего рода полигоне, попутно отрабатывались новые технологии строительства, опытные методы ведения горных работ, применялись последние образцы отечественной и зарубежной техники.
Сколько интересного было сделано! Какие союзные и даже мировые рекорды поставлены! Достижения строителей позволили значительно продвинуть научные разработки в горном деле, подземном строительстве. Немало почетных званий, медалей и орденов было получено, лучшим из лучших они вручались в Кремле!
Об этом этапе жизни города и УС-30 написано несколько книг, одна из которых “Крепче гор могут быть только люди…” (Уфа, полиграфкомбинат, 1998) была написана авторским коллективом УС-30 и наиболее широко освещает все подробности и нюансы строительства. Познакомиться с ней можно в городской библиотеке. (bibliotekamezgore.ru/news/ustnyy-zhurnal-istoriya-i-pamyat-mezhgorya)
Как вы уже поняли, УС-30 был и есть градообразующим предприятием города Межгорье!
Но… Лихорадка перестройки ударила неожиданно. Финансирование строительства резко сократилось. По УС-30 прошли волны сокращений, как и по всем учреждениям и предприятиям города, да и по всей стране. Из поселка стали уезжать люди, оставшиеся без работы. Сам поселок без должного ухода стал приходить в упадок, о чем ныне молчаливо свидетельствуют несколько запущенных без ремонта зданий.
В том, что поселок выжил, не был продан с молотка, подобно многим другим, не был разворован, не стал “заброшкой” и объектом сталкерских походов, заслуга руководства УС-30 и тех людей, кто понимал уникальность и важность сложившегося коллектива!
Организаций, способных выполнять сложнейшие задачи при строительстве особо сложных и уникальных объектов в России и сейчас не много.
Итак, усилиями руководителей предприятия, УС-30 становится ФГУПом. В октябре 1995 года Указом Президента РФ поселок преобразовывается в город Межгорье Башкортостан. Теперь Межгорье появляется на картах. С 1 января 1996 года ему присваивается статус ЗАТО, начинает работу администрация города и Совет ЗАТО.
Новый статус позволяет молодому городу получить дополнительное скромное субсидирование из федерального и республиканского бюджетов, а ФГУП “УС-30” берется за строительство различных “внешних” объектов. Одним из первых стало участие в строительстве Юмагузинского водохранилища. И пошло-поехало…
ЗАТО Межгорье сейчас
За 40 лет (на момент выхода этой статьи) работы строителями УС-30 построено более 30 особо крупных и уникальных объектов и сооружений: метрополитены, гидротехнические и транспортные тоннели, вертикальные и наклонные шахтные стволы, специальные камерные сооружения и горно-капитальные выработки для сырьедобывающих компаний, объектов МЧС и ГО.
Есть и социально значимые объекты: дороги, газопроводы, лечебницы, школы, дома культуры, жилые дома.
География работ - более 60 городов и поселков в разных частях России: Москва, Челябинск, Уфа, Екатеринбург, Самара, Казань, Днепропетровск (Украина), Магнитогорск, Сочи, Новый Уренгой, Геленджик.
Организация теперь широко известна среди предприятий подземного строительства как в России, так и за рубежом (официальный сайт www.us30.ru). Свою деятельность освещает на страницах печатной и онлайн-газеты “Межгорье” (vk.com/gazetamejgorie).
Состав ФГУП “УС-30” преобразуется за счет новых подразделений: горно-строительных комплексов и шахто-строительных управлений, создаваемых на удаленных объектах строительства в Волгоградской области, Пермском крае.
Сложное это было время, но мы к другому и не привыкли. Много славных фамилий мог бы я перечислить, но в этой заметке хочу выразить признательность и благодарность одному человеку, Владимиру Павловичу Абрамчуку.
Один из первых строителей города, приехавший сюда с БАМ-а, с 1988 года Руководитель УС-30, заслуженный строитель России, Почетный транспортный строитель, Лауреат премии Совета Министров СССР, орденоносец и обладатель еще множества званий и наград. И просто хороший, честный человек, любящий свой коллектив, свой город, свою страну.
Одной из своих обязанностей он считал, например, обходить по вечерам городские магазины, интересоваться ценами, ассортиментом, говорить с людьми. Много ли таких руководителей вы знаете? Поэтому и уважение к нему было огромным.
Он олицетворяет собой целое поколение Людей, которые считали своим долгом засучив рукава, здесь и сейчас строить будущее для всех!
Вдохновленный их нелегкой и подчас героической судьбой я даже написал однажды так:
У каждого есть свой путь, на всё установлен срок.
Мудрость нам дарят года, а жизнь - преподносит урок...
Пусть каждому так повезет, и среди сотен коллег
Судьба подарит тебя - хороший, большой Человек!
Сложена вся твоя жизнь из ярких и трудных дел.
Рожденный в СССР, работой ты жил и горел!
Ты знаешь, что ради друзей можно и нужно суметь.
И ради общих побед себя ни в чем не жалеть.
В нелегком нашем труде надежен, как крепкая сталь,
Хоть нервы порой гудят, как сжатая туго спираль.
Но как командир бойцам, всегда подаешь пример
И в бой за тобой идут рабочий и инженер!
Долгая ждет еще нас дорога на трудном пути,
Но легче идти когда, такие, как ты, впереди.
С тобою равняем шаг и цель впереди видна,
Значит у нас с тобой, навечно одна судьба!
Недавно Владимира Павловича не стало, я искренне надеюсь, что со временем его именем назовут одну из улиц нашего города!
ЕР (не важно, как вы к ней относитесь, проголосовать все равно может любой), ежегодно, в рамках Проекта "Историческая память" проводит Фестиваль-конкурс "За честь Республики". Предлагаю всем, кто знал и помнит Владимира Павловича, назвать его имя в номинации "Народное признание" на bashkortostan.er.ru
Пережив вместе со страной и градообразующим предприятием все перипетии, город Межгорье снова стал расцветать.
Не смотря на то, что строительство жилого фонда пока не закончено так, как это планировалось (что видно из расположения и нумерации домов на некоторых улицах), в обоих микрорайонах полностью сформирована инфраструктура.
Детские сады, школы, прекрасная больница и стационар, дворцы культуры “Кристалл” и “Строитель”, городская библиотека, мечети и православные храмы. Административные, спортивные здания и образовательные учреждения дошкольной и внешкольной работы. Универмаги и привычные уже сетевые магазины, аптеки. Полиция, МЧС, прокуратура, пенсионный фонд, отделения банков, почта, центр занятости, налоговая, МФЦ... Короче, все включено.
Строятся частные дома и коттеджи, в Юго-Западном завершено строительство Спортивного комплекса, строятся городские парки и детские площадки, благоустраивается территория, ожидается строительство городского бассейна, реконструкция стадионов, строительство лыжно-роллерной трассы.
Как я уже сказал, город Межгорье - излюбленное место тренировок спортсменов и проведения республиканских спортивных соревнований. На официальном сайте администрации ЗАТО Межгорья есть множество фото материалов различных мероприятий (https://mezhgorie.bashkortostan.ru/presscenter/photo/).
О Межгорье видео материалы расположены рядом: https://mezhgorie.bashkortostan.ru/presscenter/video/
Город так и остался закрытым от свободного посещения. К слову, это очень помогло его выживанию в “смутное” время. Приезжавшие тогда гости удивленно замечали, что как-будто попали на островок социализма. Да и сейчас у нас не принято запирать на ночь двери квартир, машину не угонят со двора и дети свободно гуляют по вечерам.
Неоднократно велась речь об открытии Межгорья, последнее обсуждение было в 2017 году, связано это с необходимостью привлечения в развивающийся город внешних инвестиций и развития малого и среднего бизнеса (ufa.rbc.ru/ufa/20/04/2017/58f879449a79476839d6f25c).
У администрации Межгорья много планов: создание территории опережающего развития, участие в программе развития моногородов. Городская газета “Наше время Межгорье” вконтакте и печатно (vk.com/ourtimemejgorie) регулярно освещает жизнь нашего города.
ФГУП "УС-30" во главе с его нынешним руководителем, Андреем Алексеевичем Максимовым, по прежнему не отделяет себя от города и львиная доля благоустройства проводится при инициативе и участии градообразующего предприятия.
На сайте Администрации города в открытом доступе есть схемы, которые дают представление об обоих микрорайонах: mezhgorie.bashkortostan.ru/documents/active/95203/
Что же, моя небольшая заметка о маленьком, но неоднозначном городе ЗАТО Межгорье Башкортостан подошла к концу. Возможно я не ответил на все вопросы, не показал все достопримечательности и обалденные виды природы. Думаю, вы меня простите ?.
Я не ставил себе целью в подробностях описать историю города, УС-30, отдельные этапы нашей жизни. Но обещаю, что со временем я обязательно дополню ее по вашим комментариям! Да и вашим воспоминаниям и уточнениям в комментах буду признателен!
Хотел бы сказать вам, дорогие друзья: “Добро пожаловать в Межгорье! Здесь живут замечательные, добрые и трудолюбивые люди, чтущие свои традиции и свой край!”
“Есть тихий город на большой планете,
Чудесный город высоко в горах.
Где солнце для меня чуть ярче светит,
И небо отражается в глазах!
В глухой тайге мы городок создали
Для нас он самый добрый и родной.
И с той поры, куда б не уезжали,
В Межгорье тянет, как к себе домой!"
Если хотите что-то уточнить, дополнить, пишите в комментах. Если показалось интересным - киньте ссылку друзьям!
С уважением, ваш Роберт!
P.S.: Стихи в заметке принадлежат перу любителей поэзии Гостиной "Зеленый абажур" ДК "Кристалл" и почетному гражданину города Межгорье С. Мартыненко. Ну, одно только мое...
Оставить комментарий